Contema
Разделы сайта

Цитаты
Невроз - это способ избежать не - существования, избегая существования.
Тиллих П.
Новые материалы
«Внутренняя» и «внешняя» свобода в теории стоиков
О внутренней независимости говорили и стоики. Эта школа разработала более приемлемую для большинства людей этическую концепцию и постепенно получила широкое распространение.
Проблема нравственности в учении Эпикура
Школа Эпикура в своих представлениях о природе опиралась на атомизм Демокрита, внося в него важную коррективу. Эпикур ввел новое свойство атомов – вес.
Школа киников
Школа киников (циников) исходила из того, что каждый человек самодостаточен, тоесть имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Однако не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться тем, что он имеет в себе самом. Ярким представителем школы киников является Диоген Синопский (400-325 гг. до н.э.).
Психология позднего Средневековья и эпохи Возрождения
В страхе перед появившимся на интеллектуальном горизонте Европы Аристотелем католическая церковь вначале его запретила, но затем принялась «осваивать», адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225-1274), учение которого канонизировано как истинно католическая философия, получившая название томизм.
Развитие европейской и арабской психологии
Наиболее ярким христианским мыслителем этого периода был один из «отцов церкви» Аврелий Августин, Блаженный Августин (354-430).
Он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (лат. voluntas - воля). Воля каждого человека зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой.

Французская психологическая школа

Основателем школы был Э.Дюркгейм (1858-1917), юрист, который, изучая бытовое право у отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления.
Человек – существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Биологическое, индивидуальное начало имеет свои корни в организме, это биологическая часть психики. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики. В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм – характерная черта концепции Дюркгейма.
Общество рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно – духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода, которые отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями.
Сам процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного сознаний.
Леви-Брюль (1857-1939) выступил с тезисом о двух формах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления.
Современный тип – логический пришел на смену первобытному мышлению, которое Леви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мышление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными, обыденными и мистическими свойствами.
Пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогические структуры преобладают. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью.
Проблема социальности человеческого сознания получила дальнейшее развитие в психологической концепции французского психолога, психиатра и невролога Пьера Жане (1859-1947).
Единицей анализа в психологии Жане является действие, в которое психическое включено в качестве необходимой составляющей.
Во-первых, психические явления есть «подготавливающая» часть действия. Например, желание есть уже «начало действия, которое осуществляется не полностью».
Во-вторых, чувства – это регуляторы действия, обусловливающие темп протекания действия и способ его выполнения.
В-третьих, само зарождение психики связано с появлением активных движений живого организма.
В-четвертых, умственная деятельность понимается Жане как производная от практических действий человека, результат их интериоризации.
Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него коллективную психику. Обогатило науку и появление новых методов исследования психики – клинического, кросскультурного, позволявшего провести сравнительный анализ развития психики у разных народов.

  • Просмотров: 7920