Ментальные модели

Ментальную модель можно назвать внутренней картиной мира, которая определяет действия лидера и его взаимоотношения с окружающими. Ментальные модели – это концепции человека относительно специфических систем, существующих в мире, и своего ожидаемого поведения.

Система представляет собой целостный ряд взаимодействующих элементов, выдающий специфический результат. К системе можно отнести организацию, футбольную команду, женское добровольное общество, супружескую пару, приемную комиссию университета, отдел выплат страховой компании. Ментальные модели определяют, как лидер интерпретирует свой опыт и реагирует на людей и ситуации.

Например, согласно одной ментальной модели, эффективность команды обеспечивается равноправием, общностью интересов и ответственностью ее участников. Лидер, имеющий такую ментальную модель, будет передавать властные полномочия и право принятия самостоятельных решений подчиненным, что укрепит сплоченность команды и взаимное доверие ее членов. Лидер с ментальной моделью, согласно которой каждый член группы должен строго контролироваться и не может принимать самостоятельные решения, вряд ли сумеет наладить эффективную командную работу.

Лидерам следует знать, как ментальные модели (их собственные и других людей) влияют на мышление и могут затемнять сознание и снижать эффективность. В условиях стремительных изменений современного мира главный фактор успеха лидера и организации в целом связан со способностью человека переключаться с одной ментальной модели на другую. Лидеры стремятся формировать ментальные модели, соответствующие потребностям, целям и ценностям организации.

Рассмотрим действия замдиректора госпиталя, чья главная задача – спасать жизни людей. Во время перерыва она, беседуя с новым сотрудником, взяла свой сотовый телефон и сказала, что отойдет на минуту сделать личный звонок. После возращения замдиректора сотрудник спросил: «Неужели личные звонки по рабочему телефону разорят госпиталь?» – «Нет, – ответила она, – не разорят. Но мы занимаемся спасением жизней людей, а мой личный звонок с этим не связан».

В данном случае ментальная модель замдиректора соответствует ценностям и целям организации. Однако личностные ценности, установки, предубеждения, ошибочные суждения могут влиять на ментальную модель. Ее двумя важнейшими компонентами являются предположения и восприятие.

Читайте далее: