С 1980-х годов многие организации стали пытаться привлекать сотрудников к решению корпоративных проблем. Лидеры начали усиливать активность подчиненных, создавая группы участия и разрабатывая специальные программы. Кроме того, применялся метод управления качеством. Командная работа стала важнейшей составляющей корпоративной деятельности.
Успех японских фирм, активно вовлекающих сотрудников в решение организационных проблем, вдохновил многие американские компании на осуществление менеджмента участия как ответа усилению глобальной конкуренции.
Согласно исследованию, профинансированному Ассоциацией улучшения качества (Association for Quality and Participation), более 70% крупнейших американских корпораций проводят программы по вовлечению сотрудников в процесс решения проблем. Однако большинство этих программ не наделяют властью работников нижних иерархических уровней. Топ-менеджеры по-прежнему устанавливают цели, принимают окончательные решения и распределяют вознаграждения. Ожидается, что сотрудники будут делать предложения по улучшению качества, работать в команде и нести ответственность за выполнение заданий, но они все еще не рассматриваются как полноправные партнеры по бизнесу.
Лидеры несут ответственность за конечные результаты, но при этом они могут быть наставниками. Они передают часть своих властных полномочий, хотя обязаны следить за соблюдением моральных норм и сохранением благоприятного эмоционального климата. Лидеры отвечают за качество работы подчиненных. Зачастую это приводит к тому, что руководители думают за сотрудников, как будто те не в состоянии делать этого сами.
Читайте далее: