От эгоцентризма к высоким целям

Ряд громких скандалов, связанных с проблемами корпоративной этики, заставил многих лидеров отказаться от эгоцентризма в пользу достижения более высоких целей. Это относится не только к лидерам в бизнесе, но и к лидерам некоммерческих организаций, политики и спорта.

В период экономического роста многие лидеры стремились к тому, чтобы достичь как можно большего в личном плане. Так, с 1981 по 2000 год зарплаты главных исполнительных директоров крупных американских компаний увеличились в 43 раза. К сожалению, неуемное стремление добиться личного успеха и процветания (соответствующее старой парадигме мышления) заставляет людей преступать рамки закона, что приводит к коррупции и появлению сенсационных заголовков на первых полосах ведущих газет. Печальными примерами здесь служат неэтичные и эгоистичные поступки лидеров таких компаний, как Enron, WorldCom, Tyco, Adelphia Communications. Руководители Enron поощряли тех менеджеров, которые соглашались скрывать правду, подтасовывать цифры в отчетах, подставлять своих коллег, чтобы сохранять высокие биржевые котировки акций компании. Стремление к личной выгоде создает среду, в которой расцветают тщеславие и алчность. При этом руководители достигают своих целей за счет сотрудников, акционеров и всего общества в целом.

Например, топ-менеджеры Qwest Communication, AOL, Time Warner, Global Grossing, Broadcom совершали миллиардные продажи акций вверенных им компаний по заниженной цене. Сколотив огромные состояния, эти люди разорили указанные организации и инвесторов, которые потеряли около 90% от вложенных средств.

Лидеры, действующие в рамках новой парадигмы, отодвигают личные интересы на второй план, придавая первостепенное значение подотчетности, честности и ответственности, которую они несут перед сотрудниками, потребителями, организацией и всеми ее долевыми участниками. Такие лидеры не преступают законов этики, даже если это наносит им личный ущерб. В качестве примера можно сослаться на Aramark Worldwide Corp., гигантскую компанию, организующую питание во многих университетах и корпорациях. Потратив много времени и денег, главный исполнительный директор Джозеф Нейбауэр (Joseph Neubauer) разорвал отношения с перспективным зарубежным партнером после того, как выяснил, что деятельность этой компании не соответствует этическим нормам, принятым в Aramark. «Репутация создается годами, а теряется за несколько часов», – объясняет свое решение Нейбауэр. С ним полностью согласен руководитель компании Sears Алан Лейси (Alan Lacy), уволивший двух топ-менеджеров, которые представили ему отчет с фальсифицированными данными. После этого Лейси публично огласил реальные цифры, чтобы показать общественности, насколько лжив был первоначальный отчет. Лидеры, мыслящие категориями новой парадигмы, осознают, что честность, добросовестность и подотчетность перед долевыми участниками имеют первостепенное значение и что в их работе не остается места тщеславию и личным интересам.

Читайте далее: