Техника проведения тренингов. Виды слушателей

Приходя на тренинг, сам тренер прекрасно знает чего он хочет и каких он хочет достичь результатов в конце обучения. Но знают ли чего хотят сами обучаемые? Осознают ли они какие цели и задачи они должны выполнить в ходе обучения? Зачастую ответы на эти оба вопроса могут быть диаметрально противоположными, что может создать определенные трудности при достижении взаимопонимания с аудиторией и получения обратной связи.

Как правило, большинство людей с трудом представляют, что они сами ждут от тренинга, а некоторые даже и не хотят этого узнать. Задача тренера – донести до каждого участника максимально доступно информацию, постараться раскрыть каждого человека и добиться того, чтобы каждый участник тренинга ушел после его окончания с чувством полного удовлетворения от потраченного времени.

Идеальные участники тренинга – это те, которые даже если сами не знают, чего хотят, но с готовностью идут на контакт с тренером и в итоге понимают в первую очередь для себя для чего они пришли. В дальнейшем они становятся активными участниками, с удовольствием участвующие во всех упражнениях и обсуждениях.

Еще одна разновидность участников, которые на первый взгляд могут показаться идеальными активными людьми и которые с готовностью будут идти на контакт. Но здесь таится один из подводных камней для тренера – скорей всего это участники, которых можно отнести в группу тусовщиков. Они приходят на обучение с целью поразвлечься, познакомится с новыми интересными людьми, поучаствовать в играх, соревнованиях. Они не готовы воспринимать какую-либо серьезную информацию и участвовать в серьезных обсуждениях. Таких участников надо периодически мягко охлаждать просьбой быть посерьезней, иначе они превратят большую часть тренинга в цирк и представление, на котором они будут первыми звездами, а тренер незаметно примет роль ведущего этого шоу.

Каждый тренер хочет как можно более полно и доступно донести информацию до группы. Но всегда найдутся те, кому она покажется недостаточно подробной – они будут засыпать тренера бесконечными вопросами, требуя еще более точных разъяснений. Это разновидность участников – аналитики, желающие получить от тренера четкий ответ, в котором все разложено по полочкам, строго структурировано и досконально проанализировано. Если у вас в группе есть такие люди, напомните им, что ни одну ситуацию нельзя спрогнозировать полностью, потому что на нее влияет слишком много факторов. Либо предложите этому участнику на основе полученной информации самостоятельно провести более подробный анализ интересующего вопроса на досуге.

Еще один вид участников – идеалисты, которые ждут от тренинга универсального рецепта жизненного счастья. Они приходят на тренинг с уверенностью, что он кардинально изменит их жизнь, надо просто посидеть и послушать. Такие люди жадно впитывают информацию, но не очень охотно выполняют задания, у них совершенно нет желания прикладывать какие-либо усилия для достижения успеха. Необходимо дать им понять, что для того, чтобы в жизни получилось хоть что-то, надо приложить хоть какое-то, даже самое минимальное усилие.

И последняя группа слушателей – жертвы. Это люди, прошедшие через тяжелые жизненные испытания и ждущие от тренинга пути выхода из кризиса. Они требуют от тренера максимального внимания только им, требуют утешения, успокоения, чтобы тренер указал им как найти наиболее простое решение именно его проблеме.

Все эти группы слушателей вряд ли будут довольны результатами тренинга и могут даже обидеться на тренера за то, что он не оправдал их ожиданий. Чтобы предотвратить подобные ситуации можно постараться сделать тренинг максимально ярким, эмоционально насыщенным, чтобы даже несмотря на то, что не все ожидания слушателей оправдались, но по крайней мере они получили эмоциональный подъем и положительный заряд энергии.

Читайте далее: