Относительность ценностей

Существует разница между тем, кто имеет возлюбленную и тем, кто лишь жаждет ее появления. (Саади)

Неправильная установка:

Я требую от членов своей семьи, чтобы они были чистоплотными и аккуратными, и чтобы это в точности соответствовало моим представлениям.

«Когда мои дети и муж помогают мне по хозяйству, например, повесить белье, я всегда проверяю, все ли они делают именно так, как это делаю я. Если нет, то я высказываю свое недовольство и перевешиваю белье по-своему. С другой стороны, я ругаю их, что мне всегда все приходится делать самой. Я не сомневаюсь в том, что все знают, каким образом мне хотелось бы, чтобы то или иное было сделано. Во время уборки я часто разрушала детские поделки, которые казались мне неважными. Лишь по реакции детей я поняла, что для них это ценности» (35-летняя мать двоих детей).

Следствием различий в условиях жизни, семейных и культурных, является неодинаковое развитие. Примечательно при этом, что общество существенным образом влияет на оценку норм поведения, причем разные общества имеют разные критерии ценностей в зависимости от времени. Эта относительность оценки особенно значима в наше время, так как, пожалуй, не существует общепризнанных критериев правильности того или иного критерия ценностей. Релятивизм нашего времени отражается в кризисе ориентации воспитания. Воспитание в Данном случае означает не только влияние родителей и учителей на Ребенка с рождения до 14 лет. Воспитание оказывается намного шире и касается всего развития человека, как индивида, так и члена определенных групп общества. Как культуры различаются между собой, так й люди, принадлежащие к определенной культуре. Различаются группы по интересам, семейные группы, группы поколений и мужчины отличаются от женщин. Вместе с тем различаются и члены каждой из этих групп между собой. Наглядным примером может служить ситуация семьи С, состоящая из 3 человек.

Для отца семейства очень важно, чтобы царили пунктуальность и порядок. Безалаберность детей вызывают у него внутреннее беспокойство и гнев. Не столь большое значение он придает вопросам честности в семейной жизни. Ему нетрудно представить себе другую женщину в качестве любовницы, и ему не составило бы труда найти основания, чтобы оправдать свои действия. Его жена – образец опрятности и чистоплотности. Она не может видеть ни одной пылинки на мебели. Большую роль для нее также играет вежливость. Если ребенок не поздоровается вежливо с кем-нибудь из гостей, она сердится или не замечает ребенка. Тот факт, что она и честности придает большое значение приводит ко все большей натянутости в отношениях между мужем и женой, из чего могут возникнуть настоящие конфликты и проблемы.

Приглядимся к супругам повнимательней: муж трудится для своей семьи, зарабатывает деньги, занимается спортом и заботится о детях. Таким образом, считает он, у него достаточно обязанностей, и он имеет право на неверность. Жена полностью приносит себя в жертву домашнему хозяйству и рассчитывает на благосклонное к себе отношение со стороны мужа и детей. Она убеждена, что полная честность без всяких компромиссов является основой любого брака. Ясно, что оба партнёра по своим жизненным установкам к некоторым вещам особенно чувствительны, из-за чего другого не замечают. Легко себе представить, что общение, взаимопонимание между ними не так-то просто, ибо каждый подразумевает свое. В результате – агрессия, которая открыто направлена друг против друга и против детей, и страхи, направленные внутрь. Однако нечестность и педантичность не являются привилегией мужчин (чрезмерная чистоплотность – не всегда специфическая особенность женщин).

Похожие сложности взаимопонимания установились в этой семье в отношениях между матерью и восьмилетней дочкой. Мать сердится из-за того, что девочка не любит мыться, школьные задания выполняет кое-как, и порядок в детской комнате оставляет желать лучшего. Дочь, в свою очередь, считает мать слишком раздражительной, иногда просто невыносимой. Дело в том, что обе по-разному понимают слова порядок, чистота и прилежание. За беспорядок и неуспехи в школе отец считает себя вправе делать ответственной только мать, а та в свою очередь видит причину только в том, что отец слишком мало заботится о школьных делах дочери.

Рассмотрим другие примеры:

Моему мужу необходим покой

«Когда муж приходит с работы, он моется, ест и садится смотреть телевизор. Даже речи не может быть о том, чтобы нам вместе куда-нибудь пойти. Мне же необходимо пройтись после того, как я целый день занималась детьми» (37-летняя домашняя хозяйка, мать троих детей).

Детская комната и игровая площадка – не одно и то же

«Мне важно, чтобы у меня все было убрано, тогда я чувствую себя хорошо и уютно. У моих детей все как раз наоборот: они тащат в дом камни, коробки, полки, строят себе хижину или что-нибудь в этом роде. Против этого восстает вся моя любящая порядок душа и я говорю себе: “Ведь они должны понимать, что детская комната в квартире и детская площадка – не одно и то же”. Особенно меня угнетает мысль, что комнату недавно заново оклеили обоями» (26-летняя домашняя хозяйка обратилась к психотерапевту по поводу заикания младшего сына).

Представления об отношении к определенным областям жизни и представления о ценностях, как мы могли убедиться, занимают центральное место в человеческих взаимоотношениях. Особенно актуальны становятся недоразумения по поводу относительности ценностей в отношениях между родителями и детьми.

Правила игры у детей не такие, как у взрослых

Отец, который подарил своему сыну на день рождения детскую железную дорогу, тем самым, чаще всего, сделав подарок и себе самому, ожидает, что сын будет обращаться с ней так же, как он, отец. Но этого ребенок не может. Ему необходимо по-своему, на собственном опыте освоить новую игрушку. Если не дать ему этой возможности, то и железная дорога, и все с ней связанное останется для ребенка чем-то Чужим. Он либо отвернется от игрушки, либо отнесется к ней совершенно равнодушно, что нередко воспринимается родителями как неблагодарность, или же отнесется к ней, как к чему-то пугающему, угрожающему. Ему во сне может присниться, что он попадет под поезд Или, что поезд превратился в злого зверя и преследует его. Такие сны -одна из форм психической переработки. Лишь когда ребенок сможет достичь игрушку, он отнесется к ней с доверием. Это постижение не только освоение определенных правил, как для взрослых. Понимание зависит от активности ребенка. Он разбирает игрушку по частям, смотрит, что скрыто внутри, откручивает колеса. Такие действия соответствуют интересам ребенка. Он хочет знать, почему паровоз движется и даже пускает пар. Это своего рода форма детского стремления к исследованию, попытка осмыслить мир и его закономерности.

В глазах взрослых, которые не умеют видеть поведение ребенка в развитии, такой ребенок способен лишь портить вещи и разрушать. Перенесенный на взрослых этот упрек выглядит следующим образом: человек сидит в ресторане и смакует изысканное кушанье. Другой садится напротив и смотрит на него критически, как он разрезает мясо, поддевая кусочек на вилку, подносит его ко рту, затем разжевывает зубами. Свои наблюдения он сопровождает упреком: “Вы хоть замечаете, что разрушаете целые продукты – мясо, салат, дробите их до неузнаваемости, когда съедаете? Вы портите эстетически прекрасную сервировку”. У посетителя ресторана уже пропал аппетит, а его визави заводит речь о деструктивной фазе питания, агрессивных импульсах и всем при чем в таком роде.

Какой абсурдной ни показалась бы нам подобная сценка, она очень напоминает пример с железной дорогой, подаренной ребенку. Может быть нашему гурману никогда не приходила в голову мысль о глотании и переваривании как разрушительном акте, хотя на деле именно о нем идет речь. Мы можем, однако, предположить, что в процессе питания, разрушение не является первичной потребностью. Редко, пожалуй, врач может услышать жалобы пациентов на недостаток разрушительной силы зубов или желудка. А между тем, именно это разрушение необходимо, чтобы обеспечить рост и здоровье организма. Независимо от того что мы едим: рис, картофель, мясо, овощи или фрукты, они подвергаются механическому, а затем – во рту, желудке и кишечнике – химическому разрушению, в каком-то смысле превращая в собственное мясо и кровь. Образно говоря, если мы, к примеру, едим свиной шницель, мы хотим иметь в своих мышцах собственный белок, а не свиной. Для этой цели пищу следует раздробить на такие мелкие частицы, чтобы из них можно было бы сложить свойственный человеческому организму белок.

Этот образ следует иметь в виду, когда думаешь о шагах ребенка к познанию, которые ему необходимы. Он раскладывает на мельчайшие элементы окружающий его мир, чтобы буквально, как в примере с железной дорогой или в своем воображении создать для себя свойственный ему, понятный ему мир. Из этого образа понятного ему мира й развивается, в конечном счете, отношение к окружающему. Относительность ценностей проявляется еще отчетливее, когда взрослые дарят ребенку что-нибудь, для них самих представляющее большую ценность, ребенок же предпочитает часто игрушку, которая намного дешевле. Подобным образом в семье, члены которой по-разному оценивают один и тот же предмет, могут возникнуть недоразумения.

Так, 32-летняя мать не ладит с родителями мужа. Они годами задаривают ребенка игрушками: “Я не знаю, куда деваться от этих игрушек! Им в голову не приходит подарить что-нибудь практичное, из одежды, например. Это сводит меня с ума!” Анализ показал, что отец мужа, когда ребенок рос, был на войне и не мог играть с ним. Это в какой-то степени ему хотелось восполнить тем, что он дарил игрушки своему внуку. Так, для матери ребенка и для свекра игрушка имеет разное значение, а именно нагрузку и разгрузку.

То, что ребенок иначе, чем воспитатели, оценивают вещи, часто неверно воспринимается ими как невежливость, неблагодарность, дерзость, агрессия.

Выписка из больницы

Два мальчика примерно одинакового возраста, прооперированные по поводу аппендицита, после недельного пребывания в больнице вели себя по-разному. Один из них был послушным и казался очень довольным атмосферой больницы. Когда с ним заводили разговор о выписке, он давал понять, что ему хотелось бы остаться еще. Другой мальчик день ото дня становился нетерпеливее. Он то и дело обращался к сестре и врачу с вопросом: «Сколько мне здесь еще оставаться, когда же я, наконец, смогу поехать домой?» Такое отношение сестрой было истолковано, как дерзость и бесстыдство. Врач интерпретировал это как агрессивность. На самом же деле отличные друг от друга способы поведения обусловлены различными причинами. Первый мальчик был доставлен из семьи, где разошлись родители. Мать работала, и у нее не было времени, чтобы заниматься с сыном, поэтому ему было приятно внимание, оказанное ему в клинике, и это состояние ему хотелось бы продлить. Другой мальчик, напротив, был в прекрасных отношениях со своими родителями. Он был страстным пловцом, и его любимая команда организовала в ближайшие дни соревнование в родном городе которое он никак не хотел пропустить.

По причине различных эмоциональных переживаний мальчиков Различных отношений к ним врача и медсестер, одно и то же событие было оценено совершенно по-разному.

Нарушения и конфликты

Вмешательство; фиксация; недостаток гибкости; конфликты между партнерами; ожидания; разочарования; страх; агрессия; уход в одиночество; “бегство” в работу; отчаяние; заторможенность мышления и воли; беспомощность; приступы ярости; чувство непонятности.

Для запоминания

Различные критерии оценок зависят от возраста, пола, личного опыта, образования, социальной группы, социального окружения, философских, мировоззренческих или религиозных взглядов, политических убеждений и настроения, обусловленных данной ситуацией. При этом существуют различные мерила ценностей: можно измерить что-либо денежной стоимостью, уникальностью, практичностью, полезностью, престижностью или эмоциональным воздействием. По существу, все актуальные способности могут выступать в качестве критериев ценностей. Различие критериев, чаще всего, являются причинами социальных недоразумений и межличностных конфликтов. Таким конфликтам особенно подвержены люди, обладающие непоколебимыми, твердыми критериями ценностей (принципами), которые считают неизменными, не соглашаются с другими, у которых иные критерии ценностей. Далее проблемы возникают там, где мерила ценностей, социальных отношений, находятся в стадии изменения. Мы часто беспомощны перед различными и меняющимися оценками и нередко превращаем свою беспомощность в агрессию.

Практический совет

Учись различать абсолютные и относительные ценности.

Читайте далее: