Лидер-слуга

Лидер, служащий другим людям, поднимает отношения между руководителем и подчиненными на еще более высокий уровень по сравнению с лидером-распорядителем.

Роберт Вуд Джонсон (Robert Wood Johnson), основавший небольшую компанию Johnson & Johnson и превративший ее в одну из крупнейших в мире корпораций, обобщает свою концепцию менеджмента одним словом: «Служить». В заявлении о миссии «Наша философия менеджмента» он пишет: «Лидер обязан служить людям, несущим перед ним ответственность». Джонсон умер более тридцати лет назад, но его идеи не потеряли актуальности до сих пор.

Лидер, служащий другим людям, отказывается от личных сиюминутных интересов ради интересов окружающих; он помогает им расти и развиваться, предоставляя возможности для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Такие лидеры ставят превыше всего служение сотрудникам, потребителям, долевым участникам и обществу в целом. Смысл их жизни – служение людям и раскрытие их потенциала.

В последние годы значительно возрос интерес к лидерам этого типа, поскольку сейчас уделяется большое внимание концептам передачи властных полномочий, участия сотрудников в решении корпоративных проблем и создания атмосферы взаимного доверия.

Концепция лидера, служащего другим людям, была впервые описана Робертом Гринлифом (Robert Greenleaf). На его идеи оказал большое влияние роман Германа Гессе «Паломничество в страну Востока» (Hermann Hesse, Journey to the East). Главный герой романа Лео впервые появляется перед читателем как слуга, сопровождающий группу путешественников. Он выполняет всю черновую работу в группе и вдохновляет окружающих чистотою своего духа и удивительным пением. Все идет благополучно, но внезапно Лео исчезает – и группа распадается. Спустя годы рассказчик попадает в штаб-квартиру организации, финансировавшей путешествие. Он обнаруживает там Лео, который оказывается вдохновителем и лидером этой организации.

Созданный Германом Гессе образ является идеалом лидера, служащего другим людям, поэтому многие сомневаются, возможно ли в реальном корпоративном мире достичь такого же, как у Лео, уровня самоотречения. Однако лидеры многих организаций доказывают, что это возможно. Роберт Таунсенд (Robert Townsend), назначенный начальником инвестиционного отдела American Express, определил свою миссию следующим образом: «Я должен отстаивать интересы сотрудников и использовать их энергию и время на то, чтобы они получали достойную зарплату и признание организации, продвигаясь вверх по служебной лестнице». Боб Томпсон (Bob Thompson), основавший автодорожную компанию Thompson McGully и возглавлявший ее в течение сорока лет, продал бизнес и роздал $128 миллионов пятистам пятидесяти сотрудникам в знак признания их заслуг. Совершая сделку, Томпсон убедился, что новый владелец не уволит рабочих и не развалит бизнес.

В своей концепции Гринлиф выделяет четыре принципа, характерные для лидера, служащего другим людям.

Читайте далее: