Автократические и демократические лидеры

В одном исследовании, предшествовавшем распространению поведенческой теории, были определены автократический и демократический стили лидерства. Автократический лидер – это лидер, который стремится централизовать власть, основывая ее на должностном положении, контроле за распределением вознаграждений и принуждении. Демократический лидер передает властные полномочия другим, поощряет активное участие в корпоративной деятельности, опирается на профессиональные знания подчиненных и находится в зависимости от того, какое влияние он на них оказывает.

Первые исследования поведения лидеров были проведены в университете Айовы Куртом Левином (Kurt Lewin) и его ассистентами.

Здесь изучались две группы детей, в каждую из которых назначался взрослый лидер. Одного лидера инструктировали действовать в автократическом стиле, другого – в демократическом. Эти эксперименты позволили получить весьма интересные результаты. Группа с автократическим лидером выполняла задания хорошо до тех пор, пока лидер присутствовал и осуществлял контроль. Однако члены группы при этом испытывали усиливающуюся неприязнь к лидеру.

Группа с демократическим лидером также хорошо выполняла задания, но ее участники испытывали к лидеру положительные чувства вместо неприязни. Кроме того, результаты выполнения заданий в этой группе не снижались даже тогда, когда лидер отсутствовал. Стремление демократического лидера привлечь всех к выполнению заданий, а также обучение членов группы совместному принятию решений способствовали тому, что группа действовала одинаково хорошо как в присутствии лидера, так и без него. Этими особенностями поведения демократического лидера можно отчасти объяснить, почему в современных компаниях усиливается тенденция передачи властных полномочий.

В первых научных работах было показано, что лидер может использовать либо автократический, либо демократический стиль. Однако в последующих исследованиях Р. Тениенбаума (R Tennenbaum) и У. X. Шмидта (W. Н. Schmidt) обнаружилось, что существует континуум поведения лидера, отражающий степень участия членов группы в общей деятельности. Таким образом, лидер может быть автократическим (ориентированным на жесткое руководство), демократическим (ориентированным на подчиненных) либо представлять промежуточный тип (когда используются оба стиля).

Тенненбаум и Шмидт также показали, что степень автократичности и демократичности лидера зависит от обстоятельств, и что для успешного руководства лидерам необходимо адаптироваться к этим обстоятельствам. Например, в сложной ситуации или в тех случаях, когда на обучение подчиненных принимать самостоятельные решения уходит слишком много времени, лидеры склонны использовать автократический стиль. Когда же подчиненные способны быстро усвоить навыки принятия самостоятельных решений, может использоваться демократический стиль. Чем слабее навыки подчиненных, тем чаще используется автократический стиль, потому что лидеру здесь бывает трудно повысить профессиональный уровень подчиненных до своего собственного.

Джек Хартнетт (Jack Hartnett), президент корпорации D. L. Rogers, владеющий франчайзинговыми ресторанами быстрого питания, представляет собой пример автократического лидера. Автократический стиль оказывается в его случае эффективным, поскольку в индустрии быстрого питания наблюдается высокая текучесть кадров, а сотрудники в основном молоды и плохо образованны.

Напротив, Дороти Робертс (Dorothy Roberts), занимающая пост главного исполнительного директора Echo Scarves (компания занимается производством модной одежды), использует демократический стиль. Она предоставляет возможность принимать самостоятельные решения представителям различных отделов. Робертс сформировала корпоративную культуру, в которой высоко ценятся открытость, честность, поддержка сотрудников. Такая культура отвечает требованиям модной индустрии. Демократический стиль Дороти Робертс удовлетворяет сотрудников, которые, в свою очередь, удовлетворяют запросы потребителей. Таким образом, стиль лидерства вполне соответствует корпоративной ситуации.

Результаты исследований университета Айовы (University of Iowa) свидетельствуют, что поведение лидера оказывает определенное воздействие на результаты деятельности последователей и их удовлетворение от этой деятельности. Также важно признать, что в поведении эффективного лидера отражаются не только его личностные качества. Этот вывод стимулировал дальнейшее изучение поведения лидеров.

Читайте далее: