Теории влияния

Чтобы понять, что понимается под «лидерством» на современном этапе, важно знать, как эволюционировали его концепции во времени. Лидерство отражает общество в целом, в том числе изменения норм, установок и ментальное людей.

Исторический обзор основных концепций лидерства

Различные теории лидерства можно разбить на шесть групп, каждая из которых описывается ниже. Многие из идей, сформулированных в прошлом, используются до сих пор.

Теории великого человека – это старейшие из теорий лидерства. В первых исследованиях предполагалось, что лидер (непременно мужчина) имеет некоторые врожденные характеристики «героя», которые позволяют ему приобретать власть и влияние над людьми. В организациях, социальных и религиозных движениях, правительствах, армиях лидером считался «великий человек», способный объединить людей и оказывать на них влияние за счет своих врожденных способностей.

Теории личностных качеств – дальнейшие исследования стали уделять внимание личностным качествам, создающим лидера. Начиная с 1920-х годов ученые пытались выяснить, обладает ли лидер некими качествами (например, интеллектом или энергичностью), отличающими его от остальных людей. Предполагалось, что выделение «особых» качеств позволит прогнозировать становление лидера или даже «воспитывать» лидеров. Хотя ученым не удалось найти качества, гарантирующие успешное лидерство, интерес к подобного рода исследованиям не утихает и по сей день.

Поведенческие теории – неудачи в определении универсальных черт заставили ученых в начале 1950-х годов более пристально взглянуть на действия лидеров. Одно из направлений исследований было сфокусировано на деятельности лидеров в организации: какие роли они играют, какую ответственность на себя берут, какие функции менеджмента осуществляют. В этих исследованиях делалась попытка определить различия в поведении эффективного и неэффективного лидера. Здесь рассматривалось, как лидеры обращаются с группой, используют ли они автократический или демократический стиль.

Вероятностные теории – на следующем этапе стали изучаться контекстуальные и ситуационные переменные, влияющие на эффективность лидерства. Основная идея заключалась в том, что лидеры могут оценивать ситуацию и адаптировать к ней свое поведение. Главными ситуационными переменными были характеристики последователей, заданий, рабочей и внешней среды. В рамках теорий этой группы (их иногда еще называют ситуационными теориями) считается, что лидерство невозможно понять в отрыве от характеристик группы и ситуации.

Теории влияния – эти теории изучают то, как влияют друг на друга лидер и его группа. В центре исследований здесь стоит харизматический лидер, чья власть основывается не столько на должностном положении, сколько на личностных качествах.

Современные теории лидерства. Элементы каждой из теорий лидерства, описанных выше, используются и в наши дни. Однако переход к новой парадигме обусловил появление свежих идей. Понимание мира как «динамичного, постоянно меняющегося, рискованного и сложного» создает новые концепции лидерства. С этой точки зрения, создание условий для изменений является ключевым аспектом лидерства. Следует отметить, что в предшествующих теориях уделялось мало внимания этому вопросу. В начале XXI века особое значение придается способам внедрения изменений, позволяющих адаптироваться к условиям окружающей среды. Чтобы приспособиться к хаотичному миру, лидеры создают обучающиеся организации, в которых каждый сотрудник вовлечен в процесс идентификации и решения проблем, так что организация может расти и развиваться. Вместо того чтобы руководить и контролировать, лидеры создают образ будущего и формируют корпоративную культуру, благоприятную для реализации перспективной концепции. При этом разрушается иерархическая структура, и организация превращается в сообщество людей, имеющих одинаковые цели и интересы.

Эти теории изучают то, как влияют друг на друга лидер и его группа. В центре исследований здесь стоит харизматический лидер, чья власть основывается не столько на должностном положении, сколько на личностных качествах.

В рамках теорий харизматического лидера делается попытка определить формы поведения лидера, отличающие его от других людей, а также условия, способствующие становлению харизматического лидера. Здесь также рассматривается образ будущего, создаваемый лидером. Считается, что лидеры инициируют изменения, вдохновляя последователей образом будущего.

С конца 1970-х годов идеи лидерства стали связывать с взаимоотношениями, с взаимодействием лидера и его группы и их влиянием друг на друга. Здесь рассматривалась не столько деятельность лидера, сколько процесс налаживания взаимоотношений, включающих в свой круг всех участников и позволяющих каждому вносить свой вклад в достижение общих целей. Межличностные отношения расцениваются как главный фактор эффективности лидера.

Одна из теорий этой группы описывает трансформационное лидерство. Трансформационный лидер воспитывает лидеров из членов своей группы, повышает их мотивацию и усиливает морально-волевые качества. Теория обслуживающего лидерства предполагает, что лидер – это прежде всего человек, не столько руководящий и контролирующий, сколько служащий другим людям. Такой лидер всегда ставит интересы окружающих выше собственных.

Другой важной темой являются личностные качества, необходимые лидеру для установления конструктивных взаимоотношений. К этим качествам относятся эмоциональная область интеллекта, ум, честность, высокая мораль, смелость. Кроме того, лидеры налаживают взаимоотношения с людьми, мотивируя их, передавая им властные полномочия, стимулируя работу в. командах и поддерживая разнообразие.

Читайте далее:
История психологии