Цели воспитания и психотерапии

Принципы воспитания и психотерапии с давних пор зависели от представлений об образе человека о том, каким он должен быть, что в свою очередь определялось требованиями времени. В это представление о человеке “вливаются” опыт, перенятый у родителей, у своих ближних, и опыт традиций. Воспитание учит вести себя так, как этого требует социальное окружение данного времени. Характер воспитания определяется как социальными группами, так и в широком смысле слова системой ценностей, соответствующей мировоззрению и религиозным представлениям данного времени. Это можно утверждать о любых стилях. Другими словами, воспитательные нормы дают ребенку точки опоры для относительно бесконфликтной жизни в обществе. Процесс усвоения таких норм поведения мы называем социализацией.

Как влияют на эти нормы поведения изменения, происходящие в процессе исторического развития общества, или то явление, которое А.Тойнби пытается определить как утрату ценностей? В самом деле, в наше время не существует каких-либо незыблемых принципов, проверенных статистикой систем “правильного” воспитания. В прежние времена религия давала установки, критерии, масштабы и цели для воспитания. Она учила тому, что правильно, что неправильно, что есть добро, а что – зло. Но так как религия и церковь, как институт морали не учитывали требований, нужд и потребностей людей в зависимости от влияния времени и социальной среды, то роль их как носителей социальных норм значительно уменьшилась, если совсем не сошла на нет в эмансипированном обществе. Это отнюдь не означает уничтожения системы ценностей, это не что иное, как “сдвиг” ценностей, обусловленный изменением функций.

Возник целый ряд воззрений, обусловленных временем, на то, что определяет поведение человека и какие инстанции (учреждения) несут ответственность, за его правильное развитие и за отклонения от принятых норм. Если раньше тело считалось причиной телесных и психических заболеваний, то сегодня причины их ищут в окружающей среде (в родительском доме, обществе и в воспитательных учреждениях). Произошла известная эволюция. Если раньше говорили: “Ты унаследовал это от твоего отца: он постоянно лжет”, то сегодня гораздо чаще можно услышать: “Я такой потому, что так меня воспитали родители, а изменить теперь свое воспитание я не могу”.

Читайте далее: