Вера, религия и церковь

Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок естественных наук с наукой о природе, а Бога с религией. (Макс План)

Неправильная установка:

Когда я представлю себе Бога, я вижу всегда своего отца.

В новейшей истории, пожалуй, никогда не было такого периода, когда бы ученые – физики, химики, медики, социологи, антропологи не имели позитивное мнение о значении религии в обществе. Но точно также никогда не было и такого периода, когда бы теологи осознанно или неосознанно пытались дискредитировать религию, вплоть до придания ее абсурдности.

Характерным признаком нашего времени является и тот факт, что многие люди ни в чем более не могут видеть смысла. Ранее актуальный вопрос «откуда это появилось?» заменяют теперь вопросом «для чего это нужно?», значимым для любой жизненной ситуации. В психотерапевтической практике эта проблема отражается в вопросе о смысле и бессмысленности религии.

Обнаружилось, что слово религия связано со многими недоразумениями. Понятия «религия» и «вера» ведут к эмоциональному сопротивлению и интеллектуальному неприятию. Едва отваживаются вообще говорить о религии, даже если это критика в ее адрес. Это явление обнаруживается также и в психотерапии. Если раньше накладывалось табу на секс и сексуальность, то сегодня – на религию. При этом существуют в связи с целым рядом психических нарушений как раз такие конфликты, которые касаются области религии в самом широком смысле слова.

В зависимости от отношения к религии можно выделить следующие три типа людей, склонных к психическим расстройствам.

Крайне религиозный тип

Такой человек настолько идентифицирует себя с заученными религиозными нормами, представлениями и догмами, что боится разумных новшеств и перемен. Он агрессивен, он защищается, нападая или отступая, чтобы таким образом уйти от пугающего искушения. Поскольку вера часто заменяла людям знания, такой человек много утверждает, но очень мало знает. Такие люди оказываются всегда в трагической ситуации, потому что они всегда избегают попасть в такую жизненную ситуацию, которая поставила бы их перед тем фактом, что они подвержены предрассудкам.

Мне нужна торжественность свечей

«Мое отношение к религии выражается, например, в том, что в Рождество я со своей семьей иду в церковь, потому что мне нужна торжественность свечей, чтобы вообще почувствовать рождественское настроение. Мое сердце тогда размягчается, и я могу снова серьезно молиться» (29-летняя секретарша).

Истинное дитя Божье

«Я и сегодня еще очень хорошо помню, как моя набожная тетя строго внушала мне: ни в коем случае не улыбаться на фото первого святого причастия. Она говорила, что это было бы тщеславно и надменно. У истинного дитя Божьего может быть только внутренняя радость. Так она мне объясняла. В действительности, мне очень трудно было быть благочестивым и послушным ребенком» (незамужняя переводчица, 31 год).

Бунтарский тип

Такой человек понял, что действующие религиозные нормы не соответствуют требованиям времени. Так как такие нормы действуют подавляюще на человека, представители бунтарского типа склоняются к тому, чтобы отрицать эти нормы. Они выступают с протестом и нередко делают второй шаг, не сделав первого. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого отдельного человека этого типа способ его реакции может выражаться в интеллектуальном сопротивлении, в социально-экстремальных формах, активных враждебных выступлениях или в пассивном погружении в себя. К последнему образу поведения относится потребление наркотиков, а к первому – разные формы насилия.

Религия – это занятие для стариков

«Религия – это удел старушек и тех людей, которые не находят себе места в наше время. Кто держится за соломинку религии, все равно утонет. С религиозными верованиями обстоит дело так, как будто некто прыгает головой вниз в бассейн, не зная, есть ли в нем вода. Кто хочет разбить себе голову, может это делать, только не я. Мы сами создаем себе рай и ад на земле, а Богу остается только место в путаных мозгах религиозных фанатиков. Религия затуманивает подлинные социальные проблемы и мешает людям делать то, что нужно» (28-летний студент-социолог).

Индифферентный тип

Такой тип человека характеризуется в общих чертах сдвигом ответственности. С одной стороны, у него есть желание изменить устаревшие или требующие улучшения религиозные понятия и представления; но с другой стороны он не может освободиться от некоторых религиозных догм, к которым его приучили.

В основном к этому типу относятся люди, которые вроде бы и открыты по отношению к новшествам в религии, но им однако, не достает логичности, последовательности. Если они однажды и избрали какое-то направление, тем не менее, остаются достаточно беспринципными, лабильными. Свои установки они меняют в меньшей степени в связи с объективной необходимостью, а в большей под влиянием авторитета других людей. Стоит только кому-нибудь сказать: “Как Вы можете обижать своих родителей заставляя их отречься от своей исконной религии?”, – как их мнение начинает колебаться. Неспособность к различению существенного и несущественного в религии характерна для индифферентного типа. Так, ошибки, недостатки отдельных представителей религии они приписывают в целом всей религии. Религия для него – просто обязанность, привитая воспитанием, с которой он себя не идентифицирует.

Пусть религиозные люди будут этим счастливы

«Меня просто запугали религией и поэтому я не выношу религиозных людей. Я нахожу, что они слишком много лицемерят. Меня очень раздражает, когда они делают вид будто так поступают, а на самом деле у них это только на словах, а не в жизни. От церкви меня отвращают те люди, которые претендуют на то, что они ее олицетворяют. Пусть себе будут этим счастливы, мне же этого не нужно. В религии я сам разбираюсь и прихожу к лучшим результатам» (35-летний служащий).

По всей видимости существуют ошибочные представления о религии, где речь идет не о неспособности современного человека верить, а о неспособности провести различие между верой, религией и церковью.

Вера

По своей сути, религиозная вера, означает отношение человека к неизвестному и непознанному. Поскольку Создатель (Бог, Аллах, Иегова, мировой дух или первозданная энергия) непознаваем по своей сути, то только при помощи веры можно вступить с ним в отношения. Вера – это свойство (способность) человека.

Религия

Так как человеку свойственно особое отношение к неизвестному, то с незапамятных времен он обращался к пророкам и основателям мировоззрений. Религия как сверхиндивидуальная трансцендентная вера есть явление культуры и тесно связана с развитием истории. В какой форме постигается истина религиозной веры зависит от уровня развития, от потребности и от понимания людей определенной исторической ситуации. К какой религии примкнет человек закладывается, прежде всего, воспитателями и соответствующей традицией воспитания. Ребенок верит в то, чему его учат.

Одна часть религии духовна, трансцендентна и относится к сути бытия (религия первого ранга). Эта часть содержит общечеловеческие ценности не подверженные действию времени, так как они касаются сути бытия. Вторая часть религии (религия второго ранга) состоит из ценностей и общественных норм, адекватных данному времени. Они изменяются соответственно социальному и культурному развитию общества. К ним относятся запреты и заповеди отдельных религий.

Церковь

Это религиозное учреждение, организационная форма религии и управление ею; к компетенции церкви относятся все формы религиозных и мировоззренческих учреждений. Церковь проявляет тенденцию к самостоятельности по отношению к религии. Соотношение между религией первого и второго ранга можно сравнить с кожицей, мякотью и косточкой какого-либо фрукта. Если в какой-либо религии не принимается во внимание влияние времени и истории, то это легко приводит к смешению друг с другом религии первого и второго ранга, соотношение вера-религия-церковь оказывается сдвинутым: кожица и косточка не различаются. Обусловленные временем внешние формы религии: ритуалы и догмы, то есть кожица, выдвигаются на первый план, в то время как собственно религиозная суть – сердцевина, косточка – вытесняется. Вследствие этого происходит сдвиг формы и содержания: возникает недоразумение, ошибочное представление.

Именно это ошибочное представление лежит в основе трех вышеописанных типов человека. Неправильная установка по отношению к религии может стать источником конфликтов.

Я боялся стать грешным и виноватым

«Для меня Бог не был любящим Богом, а Богом, которого я должен был бояться. Всегда меня преследовал страх стать грешным и виноватым. Это привело к тому, что я на исповеди, чтобы ничего не забыть и не получить неисповеданное отпущение грехов, перечислял грехи, которых не совершал, особенно в сексуальной области. Тем не менее у меня оставалось чувство греховности и я решал покаяться и смириться. Меня всегда мучил страх, что я попаду во власть дьявола» (32-летний инженер, депрессия, нарушения в сексуальной сфере).

Я ставила себе галочки за каждую жертву во имя Бога

«..Тогда я назначила себе большие жертвы, чтобы быть угодной Богу. Чтобы добраться до школы я должна была ехать на велосипеде до ближайшего городка. Этот путь нужно было проделать четырежды в день. Холодной зимой я пускалась в путь без перчаток и приносила жертву – мерзла во имя Бога. На особой карточке я ставила галочки за каждое самоотречение» (незамужняя пациентка, 31 год, сексуальные нарушения, тревожность).

Когда я пытаюсь представить себе Бога, всегда вижу своего отца

«Если мне будет позволено провести сравнение церковь – родительский дом, то я могу сказать следующее: то, что в общих чертах Уплощает в себе Бог, в общем и целом воплощал в семье мой отец. Он давал своим детям указания, приказы построенные на любви, иногда допуская небольшие послабления или маленькие радости в соответствующих рамках, приговаривая: “Какие же вы счастливые, дети!» (32-летняя незамужняя учительница, сексуальные нарушения и депрессия).

В возникновении таких форм поведения пример родителей играет решающую роль. Эти взгляды отражают то, что позже проявится как базовый конфликт, делающий человека подверженным конфликтам определенного вида. В таких случаях человек путает не только веру, религию и церковь: сдвиг произошел давно благодаря стилю воспитания и проник во все ключевые переживания и события жизни.

Религия как лекарство, которое действует на человека в соответствии с его индивидуальностью. Но она может иметь смысл лишь тогда, когда отвечает требованиям, потребностям и нуждам человека, а также учитывает развитие (принцип времени), относительность и единство. Если какая-либо непонятая религия ведет к нарушениям, фиксациям, тормозит развитие, приводит к косности или интеллектуальному сопротивлению, то тогда она абсурдна; так, Фейербах называл религию патологией, Маркс и Энгельс говорили о ней как об опиуме для народа, а Фрейд иронично изображал ее как учреждение страхования.

Если раньше наука была противником религии, то сегодня картина очень изменилась. Ведь точно так же, как фотография освободила живопись, так и научно-технический прогресс по крайней мере, по своим возможностям – освободил дух. Религия и наука больше не представляют собой противоположности, между которыми невозможен мостик. Сегодняшняя ситуация делает их взаимодействие необходимым перед лицом опасности антигуманных технологий.

Задача психотерапевта – на основе имеющегося психологического материала не пытаться примирить пациента с его религией и конфессией или отвести его от веры, а задача состоит в том, чтобы помочь ему понять различия. Это даст ему возможность самому найти свой собственный путь.

Нарушения и конфликты

Религиозный фанатизм; суеверие; иллюзии; фиксация; ханжество; страх; агрессия; разочарование, покорность судьбе; “бегство” в псевдорелигии; завышенная самооценка; “бегство” в работу; непоколебимая убежденность без обоснования; печаль; чувство покинутости; недоверчивость; безучастное отношение к жизни; отрыв от действительности; освобождение от социальных связей; погружение в собственную внутреннюю жизнь; большой интерес к далеким от действительности метафизическим вопросам; спад деятельности; чувство внутренней пустоты; чувство страха, опасение стать душевнобольным; депрессия; раздражительность.

Для запоминания

Каждый человек обладает способностью к вере. Вера – это отношение к неизвестному и непознанному. Вера охватывает не только религиозные вопросы и вопросы жизни после смерти, но также вопросы личной жизни и науки.

Базовая способность человека верить проявляется через религию. Какую религию человек изберет, закладывается родителями и традицией воспитания. Отношение человека к религии зависит в значительной степени от опыта, который он приобретает в семье и в общении со своим социальным окружением. Религия – явление культуры, тесно связанное с историческим развитием.

Церковь – это орган, учреждение религии, инструмент, который часто становится самостоятельным. Нужно уметь проводить различие между верой, религией и церковью и между религией первого ранга и второго ранга. Задача религии – показать человеку ценности, цель и смысл жизни, тогда как задача науки – найти логические закономерности и найти новые объяснения явлений. Религия и наука, поскольку они хотят быть полезными людям, должны бы дополнять друг друга и образовывать единство. Религия не заменяет психотерапию, а психотерапия не заменяет религию.

Практический совет

Научись различать веру, религию и церковь.

Читайте далее: