Введение в самопомощь

Предыдущие разделы были посвящены видам отношений, формам воспитания, типам реакций и конфликтов, недоразумениям в межличностных отношениях. Теперь мы попытаемся сделать выводы из этого анализа и найти пути, как использовать эти выводы в практике воспитания, партнерства и других межличностных отношениях. Такой практический подход – не собрание рецептов, скорее это направляющая линия: как добиться того, чтобы “ребенок не падал в колодец”, и как ему помочь, если он в этот колодец все же свалился.

Самопомощь должна служить руководством к действию. По этой причине она включает лишь некоторые основополагающие методы. Они имеют то преимущество, что годятся для относительно большого круга людей и для решения самых различных проблем. Рекомендаций, которые могли бы без всякого изменения подойти к каждому отдельному случаю, самопомощь не предлагает, так как каждая партнерская ситуация имеет свои только ей присущие особенности, которые должны учитываться при самопомощи. Приведем один пример из ряда актуальных способностей: чистоплотность. Эта актуальная способность имеет значение в любом партнерстве. Но придаваемое ей значение в каждом отдельном случае отличается от другого: одному в его понимании чистоплотности нужно две рубашки на день, другому достаточно одной на два дня. Некоторые принимают душ утром, другие – вечером и т.д. Тот и другой способы поведения могут восприниматься его партнером равнодушно, находить одобрение или вызывать порицание. Поэтому мы совершенно сознательно отказываемся от инструкций, которые точно регулировали бы каждый шаг. Ситуация партнерства требует максимальной гибкости; самопомощь в таких случаях указывает путь.

Читайте далее: