Прилежание и работоспособность

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! (Воля и труд дивные всходы дают)

Определение

Под прилежанием мы понимаем готовность сохранить стремление к выполнению напряженной и утомительной работы на более или менее длительный период, чтобы достичь определенной цели. Прилежание – критерий общественного успеха.

Ситуации, связанные с прилежанием

– Добывай свой хлеб в поте лица своего.

– Наш сын в школе не проявляет никакого усердия.

– Она старательна в работе, когда дело касается квартиры, но для меня палец о палец не ударит.

– Он достаточно честолюбив, чтобы добиться в работе самостоятельности.

– Прилежание и основательность – достоинства немцев.

– Господь Бог не создал нас бездельниками.

– Своим лодырничаем он крадет у Бога время.

– Праздность – мать пороков.

– Ты стоишь ровно столько, сколько можешь сделать.

– Мне пришлось основательно попотеть, прежде чем я справился с задачей.

– Весь день напролет я нахожусь под гнетом того, что должен выполнить.

Развитие

В развитии ребенка игра представляет собой первую ступень к прилежности и труду. В игре ребенок познает окружающий мир, познает свои собственные возможности. Благодаря игре с собственным телом, с родителями, друзьями, животными, растениями и вещами устанавливается отношение к себе и окружающему миру.

В зависимости от форм, какие примут эти отношения, позднее может выработаться прилежание, направленное на исполнение какой-либо задачи. При этом ребенок должен сохранить возможность самостоятельно и по собственному усмотрению обходиться с игрушками. Эффектно, конечно, когда родители и другие родственники задаривают Детей игрушками или дают необязательные альтернативные советы, когда до мельчайших подробностей предписывают правила игры, слишком мало терпения проявляя в отношении самостоятельности Ребенка.

В школе требовательность к прилежанию повышается. Приходится отказываться от некоторых естественных желаний, которые легче осуществить. Ребенку легче дается прилежание, если занятие чем-либо он сам воспринимает как заслуживающее награды. Успех, правда, связан с прилежанием, однако распространяется и на другие факторы, среди которых актуальные способности, такие как аккуратность, точность, чистоплотность, вежливость и т.д. играют значительную роль.

Если родители требуют от своего ребенка определенных успехов, они должны иметь ясное представление об индивидуальных способностях ребенка.

Значение и последствия

О последствиях лени как “бегства с поля требований” не стоит много распространяться – они общеизвестны. Однако сама прилежность может стать проблемой, если прилежание, трудовые достижения и успех считать единственным мерилом ценностей для определения качества личности. Такая односторонняя оценка сводит на нет первичные способности: терпение, доверие и надежду.

Конкурентная борьба, страх перед поражением, неудачей, непомерно преувеличенное чувство своей неспособности, преувеличенное представление о собственном совершенстве и проблемы неполноценности являются результатом этого. Само по себе прилежание может быть расценено как “бегство из других конфликтных ситуаций в работу.

“Позитивным” отношением к прилежанию считают часто такие черты, как скромность, неприхотливость человека, который, например, боится переменить профессию; способность приносить себя в жертву работе; прилежным называют и карьериста, для которого успех -решающее, и рабочего, который лишь к концу квартала дает оптимальную норму, когда скопилось уже много работы.

Примеры

«Иногда у меня бывает такое чувство, будто я невыразимо ленива. Но только когда дело касается учебных занятий. Все это меня просто одолевает. Я становлюсь апатичной и ложусь в постель. Когда же на меня нападает охота наводить порядок, такое никогда не случается. Моя мама за всю свою жизнь надрывалась на работе, и это стало целью ее жизни. Однако в счет шла лишь физическая работа, иной на ее взгляд, не существует. Она гордится, что может работать, как лошадь» (22-летняя студентка, трудности в учебе и усталость).

«Одна из матерей сообщила: “Когда мой муж говорит сыну: “Эту задачу ты решил хорошо”, – тот начинает корчить рожи, как настоящий клоун. Ребенок не желает брать на себя какие бы то ни было обязательства. И ругать его тоже бесполезно. Если я даю ему какое-нибудь задание, то точно знаю, что оно не будет выполнено. Он целый день очень активен, но только не за уроками» (28-летняя мать, трудности в воспитании).

«Моя мама очень любила порядок, поэтому мне не разрешалось играть в квартире. Ее сверхчистоплотность очень на мне отразилась. Теперь, когда я вспоминаю то время, то понимаю: все, что я делала, никогда не было настоящей игрой. Я постоянно вытирала пыль и убирала свой кукольный домик. Каждый день стирала наряды куклы. Каждый день тщательно ее причесывала. Всегда мне хотелось иметь лишь красивые и хорошие вещи» (36-летняя мать троих детей, страх перед будущим).

Нарушения и конфликты

Поиски прибежища в работе; насилие над собой, чтобы выполнить работу; стресс; перенапряжение; страх (боязнь) не справиться; усталость от цивилизации; торможение (в работе); лень; бегство в одиночество, в болезнь; конкурентная борьба; зависть; агрессии; депрессии; страхи; сердечные расстройства; склонность к желудочным недомоганиям; головные боли; склонность к алкоголизму и наркотикам.

Читайте далее: