Неповторимость

Работа воспитателя подобна работе садовника, который выращивает различные растения (Восточная мудрость)

Неправильная установка:

Я требую от своего мужа только того, что мне нравится в других мужчинах.

Садовник, который ухаживает за различными растениями, хорошо знает, что одно растение любит прямые солнечные лучи, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – сухую вершину горы. Одно лучше всего растет на песчаной почве, другое – на глинистой. Каждое растение должно получать такой уход, который соответствует его виду, иначе невозможно достигнуть успеха.

Я всегда указываю своим детям, если что-то у других получается лучше

«Если я раздражена, то говорю, например, дочери: «Посмотри-ка на своего брата, какой он терпеливый, как хорошо он играет с конструктором «Лего». А ты только слоняешься без дела, как пятилетняя. Сыну же я говорю: «Твоя сестра уже с шести лет оставалась одна, а иногда ходила вместо меня за покупками. А ты все еще, как младенец, цепляешься за мой подол!». В любом удобном случае я упрекала своих детей, указывая на преимущества других, это я делала, пока однажды не заметила, что мои дети начали ненавидеть этих чужих детей» (32-летняя мать двоих детей).

Один мужчина пожаловался мне: «Почему моя теперешняя жена не может быть такой, какой была покойная жена?»

Типичным для данных примеров является то, что один партнер не умеет видеть другого во всей его неповторимости. Делается попытка сравнивать его с другими. Это желание закономерно, если оно касается определенных способностей. Система нашей цивилизации с ее стремлением к успеху, начиная со школы и кончая профессиональной деятельностью, опирается на это сравнение. Это служит достаточным поводом, чтобы задуматься над этим. Ежедневный опыт убеждает нас в том, что люди, хоть и обнаруживают сходство между собой, очень во многом друг от друга отличаются. Эти различия выявляются в области тела, окружающего мира и времени.

Тело

Несмотря на все закономерности, установленные анатомией, физиологией, фармакологией и биохимией в отношении строения и функционирования человеческого тела, сами эти науки то и дело сталкиваются с таким фактором, как неповторимость каждого человека. Это проявляется, прежде всего, в отклонениях от статистических норм, которые, однако, нельзя причислить к болезням.

Особенно ярко это своеобразие организма человека проявляется в медицинской практике, когда приходится дозировать пациенту лекарство индивидуально. Врач постоянно сталкивается с фактом, что люди по-разному реагируют на медикаменты. Особая наука фармакопсихология занимается индивидуальными особенностями реагирования на психотропные препараты. Она доказала, что некоторые индивидуумы неадекватно реагируют на лекарства (Г.Айзенк).

Вывод отсюда следующий: вид и количество медикаментов следует назначать индивидуально. Индивидуальность человека проявляется также в обмене веществ и питании. Если одних людей чашка кофе взбадривает, и, выпив ее вечером, они ночью не могут уснуть, то у других кофе никак не влияет на сон.

Нервная система человека примерно подтверждает факт неповторимости и своеобразия: мозг каждого человека по структуре, массе и весу настолько различен, что можно утверждать: нет двух людей с одинаковым мозгом. Этот анатомический феномен находит свое выражение в индивидуальном восприятии. Исследования в области осязания» чувствительности к теплу и холоду, а также болевым ощущениям показывают, что каждый человек по-своему реагирует на соответствующие раздражители.

Иными словами: каждый воспринимает мир по-своему. Если человек отличается от других в какой-то степени, если ребенок начинает позднее ходить или ест меньше других, спит меньше – то это не обязательно признак отклонения от нормы или болезни. Это, скорее всего, признак его индивидуальности, то есть своеобразия. И делом окружающих является развитие индивидуальности человека, поощрения и поддержки его.

Окружающий мир

Мир действует на каждого человека в отдельности, каждый день и каждую ночь. То, как родители обходятся с ребенком, сколько проявляют терпения, какое место занимает ребенок в среди других детей – первенец, последний или средний ребенок – все это влияет на его развитие. Детский сад, школа, отношение к сверстникам играют роль в процессе развития. В дальнейшем на человека влияют возможности, связанные с профессией, выбор специальности, опыт в общении с партнерами, форма межличностных отношений и религия или убеждения.

Различия в развитии человека обусловлены, с одной стороны, своеобразием способностей, с другой – влиянием окружающего мира.

Некоторые дети раньше других задают бесконечные вопросы, одни проявляют при этом выдержку, другие – интенсивность, некоторые задают меньше вопросов. Одни дети проявляют больше интереса к сказкам в более раннем возрасте, чем другие. Некоторые дети проявляют большую фантазию, другие, напротив, склонны к реальности. Бывают дети, которые в определенный период развития проявляют выраженное эмоциональное отношение к одному из родителей. Один ребенок предпочитает играть с сестрами и братьями, другой играет охотнее один, третий с удовольствием входит в чужие компании.

Время

Тело и окружающий мир в свою очередь зависят от другого фактора – от фактора времени. Тело и окружающий мир – понятия не статичные, они подвергаются постоянным изменениям. Своеобразие тела поэтому всегда следует рассматривать в связи со временем. Понятие своеобразия, однако, не должно служить оправданием всевозможных отклонений в развитии. Поэтому развитие человека лишь в том случае станет понятным, если сравнивать своеобразие этого развития с ожидаемой динамикой, описываемой психологией и физиологией Развития.

Неповторимость – это своеобразие, зависящее от времени. Если Ребенок говорит неправду, то от поведения родителей зависит, какие последствия это будет иметь для его последующего развития. Если поведение ребенка рассматривать с учетом временного измерения, то можно понять его своеобразие: завтра, послезавтра или по истечении года при изменившихся обстоятельствах окружающего мира поведение ребенка может измениться. Если не понять своеобразия и придать слишком большое значение конкретной ситуации, можно спутать конкретно-ситуативное поведение ребенка и суть самого ребенка. Поэтому близкий человек или воспитатель может воспринять странности в поведении двояко. Свое огорчение, например, не нужно воспринимать как таковое, оно может в той же степени послужить поводом посмотреть на произошедшее шире. Способность оторваться от настоящего, по сути, является способностью все-таки признать человека, несмотря на то, что сердишься на него или даже ненавидишь. Таким образом, мы сохраняем определенную гибкость, то есть можем действовать в соответствии с новой ситуацией, которая заставляет нас видеть старую ситуацию в другом свете.

Несмотря на то, что многие события и переживания хранятся в нашей памяти, человеку отпущен ограниченный срок жизни, за который его способности должны успеть развиться. Для физического развития, а также для становления актуальных и базовых способностей дано определенное время. Если его упустить, придется сталкиваться с большими трудностями, чтобы наверстать упущенное; при определенных обстоятельствах собственными силами это сделать вообще невозможно. Вот пример, касающийся физического развития. Координация движения глаз развивается при собственной регуляции только до определенного возраста. Впоследствии это нарушение можно устранить только хирургическим путем. Пример из окружающего мира: ребенок, которого по какой-то причине лишили игр с другими детьми, становится одним из тех, кого называют нарушителем спокойствия, чудаком или эгоистом. И здесь в большинстве случаев исправить положение может только помощь извне, например, игровая терапия как вариант психотерапии.

Возможности изменять человеческое поведение сравнительно велики по сравнению с тем, что раньше вообще считалось поддающимся изменениям. Ребенок не обречен быть всегда таким, каким он является в данный момент. Это распространяется как на физические заболевания, так и на душевные расстройства. Однако, возможности изменений ограничены во времени.

Так как любой человек в отношении своего тела и в восприятии своего собственного окружающего мира обладает неповторимостью, весьма проблематично делать выводы о других по себе, или, наоборот, о себе по другим. Это относится к высказываниям, подобным следующим:

«Порка мне не принесла вреда, почему же она должна повредить моим детям?» (42-летний юрист).

«У моих родителей тоже не было времени мною заниматься, и все-таки я чего-то добился в жизни. Не вижу причины, чтобы усматривать трудности, возникшие у моего ребенка в том, что я мало уделяю ему внимания» (45-летний инженер-строитель).

«Мой друг пьет еще больше, чем я, почему же алкоголь вреден только мне?» (24-летний студент).

«Лекарство, которое мне так хорошо помогло, я отдала своей подруге» (32-летняя домохозяйка).

«Все мужчины в нашей семье стали инженерами. Совершенно непонятно, почему наш младший хочет посвятить себя искусству» (44-летний инженер).

Наша цель – выявить особые, индивидуальные сильные стороны и способности ребенка. Это важно не только для того, чтобы он мог успешно конкурировать с ровесниками в каком-то одном своем качестве и, может быть, оказался при этом лучшим. В зависимости от такого сравнения важнее выявить его особые способности и помочь их развитию. У одних более развиты практические способности, другие лучше разбираются в абстрактных понятиях. Одни обнаруживаются организаторские способности, другие успешно проявляют себя в области искусства. Таким образом, имеется достаточно возможностей, в пределах которых люди могут развивать свои особые способности.

Но нельзя закрывать глаза на наши собственные слабости и слабости других людей. Лишь распознание их дает возможность устранять эти недостатки. Если ребенок в школе отстает по математике, то основная причина не обязательно недостаток внимания. Возможно, что ребенок страдает расстройством зрения: плохо видит то, что учитель пишет на доске. Упреки лишь усугубляют ситуацию. Если верно определена причина отставания, то легко поправить положение с помощью очков. Если причина не выявлена, то это может, кроме разочарования ребенка, привести к нездоровой конкуренции: он захочет догнать остальных, хотя у него при этом отсутствуют необходимые способности. Результатом будет излишняя активность в достижении цели, агрессивность по отношению к одноклассникам, зависть, недоброжелательность, ревность и, наконец, постоянные разочарования.

Подобные явления наблюдаются при недостатках слуха, нарушениях обмена веществ или органических нарушениях головного мозга.

Для сохранения неповторимости человека большое значение имеет его личная активность и индивидуальные усилия. Он является не только продуктом своего тела и окружающего мира, но и сам создает себя в каждый момент времени.

Нарушения и конфликты

Нерешительность; кризис идентичности; потеря веры в самого себя; ненависть к самому себе; ревность; соперничество; неконтактность; недоверие; идентификация; проекция; комплекс неполноценности; разочарования; агрессия; покорность судьбе.

Для запоминания

При сравнении себя или своего партнера с другими людьми недостаточным бывает исходить лишь из какой-либо одной способности. Необходимо рассматривать неповторимость человека с учетом условий его развития в разных областях. К людям, к которым относятся одинаково, относятся несправедливо (нельзя всех стричь под одну гребенку).

Практический совет

Учись отличать неповторимость от однообразия.

Читайте далее: