До сих пор речь шла о том, что требуется от подчиненных и как они могут повысить свою эффективность. Однако эта эффективность зависит не только от них. Здесь важнейшую роль играют и сами лидеры. Лидер обязан налаживать отношения с подчиненными таким образом, чтобы не подавлять, а воодушевлять их. Сотрудники, способные только на слепое выполнение приказов руководителя, не принесут большой пользы.
Согласно исследованиям, ожидания подчиненных относительно лидера и коллег можно разбить на несколько категорий.
Подчиненные хотят иметь честного, дальновидного, вдохновляющего и компетентного лидера. Лидер должен заслуживать доверие, уметь предвидеть будущее организации, воодушевлять окружающих и обладать компетенцией, которая позволяла бы ему успешно руководить людьми. В некоторых случаях роль лидера может переходить от формального начальника к сотруднику, владеющему профессиональным мастерством.
Подчиненные хотят, чтобы их коллеги были честны, компетентны, надежны и умели налаживать сотрудничество. Легко заметить, что две желательные характеристики лидеров и коллег совпадают: это честность и компетентность. Однако подчиненные хотят, чтобы их коллеги были надежны и умели налаживать сотрудничество. От коллег не ожидается, что они будут вдохновлять и проявлять дальновидность.
Таким образом, основное отличие лидера от подчиненного связано не столько с авторитетом, знаниями или властью, сколько с умением увидеть картину будущего и воодушевить окружающих на воплощение этой картины в жизнь. Организации, способствующие карьерному росту персонала, воспитывают для себя лидеров, способных внедрять изменения и добиваться прогресса.
На основании характеристик, можно сделать вывод, что лидер и подчиненный могут иметь схожие формы поведения. Сотрудники не хотят слепо следовать за лидером, поскольку такая пассивность сокращает их возможности вносить ценный вклад в общее дело. Лидеры несут ответственность за полное раскрытие потенциала подчиненных.
Читайте далее: