Разноцветные кружки

Хом Китон (Thom Keeton), менеджер офшорной буровой вышки, принадлежащей компании Transocean Sedeo Forex, держит под стеклом у себя на столе двухцветную полоску бумаги. Когда член бригады входит к небу в кабинет, Том первым делом смотрит, какого цвета кружки прикреплены к защитном) шлему рабочего. Эти кружки помогают сотрудникам понять личностные характеристики друг друга. Красный означает целеустремленность и решительность, зеленый – осмотрительность и серьезность, синий – чуткость и нелюбовь к изменениям, желтый – эмоциональность и разговорчивость. Том Китон – «красно-зеленый» лидер, и, беседуя с «сине-желтым» рабочим, он старается убрать жесткие нотки из голоса, чтобы наладить общение и достичь взаимопонимания.

Система кодовых цветов была введена в компании после осуществления учебной программы, в ходе которой с помощью подробных анкет и тестов определялись характеристики личности сотрудников. Программа была призвана помочь менеджерам улучшить общение с подчиненными, и теперь она охватывает всех (8300) сотрудников Transocean, работающих в различных странах мира. Цветные полоски можно увидеть не только в офисах, но и на перемычках буровых вышек. Нелегкие условия жизни, агрессивные начальники, нервозность могут создать сложную обстановку на буровых скважинах. Топ-менеджеры и рядовые сотрудники Transocean считают, что программа помогает людям достигать взаимопонимания и устранять разногласия. Джимми Ноблес (Jimmy Nobles), проработавший на буровой вышке 25 лет, признается: «В последнее время многое изменилось. Мы стали более чутко относиться к коллегам». Другой сотрудник, отличающийся сдержанностью и носящий сине-желтый кружок, говорит, что теперь умеет общаться с нервными «красно-зелеными» людьми, потому что знает, чего от них можно ждать.

Сотрудников компании не заставляют носить цветные кружки в обязательном порядке, и некоторые не показывают «свой цвет» коллегам. К ним относится Майкл Талберт (Michael Talbert), главный исполнительный директор Transocean. Свое решение он объясняет следующим образом: «Мне приходится быть хамелеоном: я должен менять черты своей личности, чтобы приспосабливаться к людям». Инструктор учебной программы считает, что на самом деле Талберт «зелено-синий», хотя при необходимости и может вести себя как «красный». Именно таким был Талберт во время последнего слияния. «После завершения слияния и адаптации новых сотрудников он вновь стал “зелено-синим”, – говорит инструктор.

Нам хорошо известно, что люди значительно различаются между собой. Одни замкнуты и сдержанны, другие общительны, третьи задумчивы и серьезны, четвертые импульсивны. Все эти индивидуальные качества влияют на взаимодействие лидера с подчиненными. Черты личности, установки, ценности определяют то, как люди относятся к заданию, как они решают встающие перед ними проблемы, как общаются с окружающими. Качества личности лидера и его установки, так же как и его способность видеть различия между подчиненными, могут значительно влиять па эффективность лидерства. Во многих современных организациях проводятся личностные и другие психометрические тесты, призванные помочь сотрудникам лучше понять друг друга.

Читайте далее: