Воспитание и перевоспитание

Мы обнаружили основные принципы воспитания во всех формах межличностного взаимодействия и даже в том, как возникают определенные взгляды на жизнь и отношение к будущему и как перерабатываются конфликты; не только родители воспитывают детей, но и способы поведения детей могут оказывать воспитательное воздействие на родителей.

Поведение родителей в свою очередь сформировалось тем воспитанием, которое они получили. То же самое можно сказать и о партнерских отношениях. Под партнерством мы понимаем более тесную связь, какой, например, является дружба, брак или общность интересов на работе, когда главное значение приобретают межличностные контакты.

Устойчивые общие интересы, цели, но, прежде всего, эмоциональные связи характерны для партнерства, в этом смысле также и отношения между родителями и детьми. Гармония или диссонанс, которые могут порождать партнерство, зависят не только от разумных решений и обоснованных точек зрения; весь опыт, накопленный человеком, с первых дней своего существования и приобретенный им отчасти из традиции, накладывает свой отпечаток на все его ощущения, чувства, на его миропонимание, надежды, а также на его образ мыслей.

Так как каждый человек приносит с собой свою собственную “сферу воспитания”, очень часто происходит так, что надежды, которые он возлагал на другого, порождают разочарование, что оба говорят на разных языках, и, в конце концов, кто-то из них начинает испытывать ненависть к другому. Если эти размышления о партнерстве, мы перенесем на всю сферу социальных отношений, к которым относятся также: отношения между группами, народами, нациями и культурными кругами, то можно было бы, с достаточной уверенностью, создать новую теорию общественного развития, движущими силами которой, были бы не только экономические условия, но и трудности взаимопонимания и взаимодействия.

Конфликты не возникают подобно грому среди ясного неба, спасением от которого может быть только громоотвод. Наши конфликты, имеют свою историю возникновения: это и есть тот исходный пункт, которому мы даем обнадеживающее название, а именно – перевоспитание. Перевоспитание – это попытка расчистить от потенциальных конфликтов, от готовности к ним, путь к усовершенствованию того, что дано воспитанием.

Общественные институты, которые несут ответственность за перевоспитание – это психотерапия и консультации по психологической помощи. Но их деятельность может стать эффективной только тогда, когда она не будет ограничена взаимоотношением врач – пациент. Для такой цели у нас слишком мало врачей-психотерапевтов. Гораздо более реальной и эффективной может стать эта помощь тогда, когда участники конфликта сами включатся в процесс перевоспитания.

Итак, понятия воспитание и перевоспитание не ограничиваются только детским возрастом, а относятся к общим вопросам человеческих взаимоотношений:

  • – Почему я стал его ненавидеть?
  • – Как произошло, что как раз этого человека я не переношу?
  • – Почему как раз из-за этой черты характера моего мужа я выхожу из себя (лезу на стенку)?
  • – Почему меня бесит моя жена своим поведением, тогда как я вполне мирюсь с таким же поведением других людей?
  • – Почему я вызвал (а) у своего ребенка приступ ярости?
  • – Как случилось, что человек, которого еще вчера я так высоко ценил, сегодня раздражает меня?

Попытаемся заняться подробнее этими вопросами, которые, в общем, касаются любого человека, будем искать причины, проверим предположения, попробуем найти подходящие решения.

Если ты дашь человеку одну рыбу, то он насытится только один раз. Если же ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всегда.

Читайте далее: