Образ человека

Мы видели, что принципы воспитания и психотерапии зависят от образа человека. Попытаемся теперь определить это понятие – образ человека, которое больше всего соответствовало бы новейшим данным психологической науки и современным религиозным представлениям.

Человек с момента своего рождения – это не “tabula rasa” (чистый лист), а скорее, скажем так, используя эту образность, непрочитанный лист.

Способности и возможности – это фундамент для развития личности, который требует времени для созревания и благоприятных внешних условий. Но пока еще трудно (на этой стадии) говорить о способностях. Их начинают замечать только тогда, когда они претворяются в успешную деятельность; их можно сравнить с черным муравьем, сидящим в темную ночь на черном камне: его не видно, однако он есть и может в любую минуту оказаться в поле зрения при благоприятных обстоятельствах. У каждого человека есть такие способности: смогут ли они проявиться за время своего развития – это зависит от благоприятных или неблагоприятных условий, диктуемых физическими возможностями (телом), внешним миром и временем.

Если мы будем исходить из исследований межличностных конфликтов, если мы изучим различные мерила оценки, которые создаются собственным суждением о себе или суждением других, если определим критерии воспитания и психотерапии, изучим условия, которые приводят к определенным психическим и психосоматическим нарушениям, то мы обнаружим за этими нарушениями, в известной степени, глубинные структуры – отсутствие четких разграничений, различий относительно своих и чужих способов поведения. Эти способы поведения можно описать при помощи так называемого инвентаря (опросника) социальных норм, которые характерны тем, что дают о себе знать в межличностном общении как конфликтные потенциалы, т.е. источники конфликтов. Назовем прежде всего следующие нормы: аккуратность, чистоплотность, послушание, вежливость, честность, точность, верность, бережливость, справедливость, усердие, успех в деятельности, надежность (обязательность), добросовестность, а также любовь, образец для подражания, терпение, время, контакт, сексуальность, уверенность в способностях партнера, доверие, надежда и единство. Эти способы поведения мы назвали актуальными способностями.

Читайте далее: