Ценности и установки

Кроме личностных различий, существуют также различия в установках и ценностях, влияющие на поведение руководителя и подчиненных.

Инструментальные и терминальные ценности

Ценности – это фундаментальные убеждения, имеющие большое индивидуальное значение, стабильные во времени и влияющие на установки и поведение человека. Ценности являются главной причиной, по которой мы выбираем тот или иной способ действий. Признает это человек или нет, но он постоянно оценивает вещи, людей и идеи, называя их хорошими или плохими, приятными или неприятными, этичными или неэтичными и т. д. Сильные убеждения человека в какой-либо сфере влияют на его поведение. Например, сотрудник, высоко ценящий честность и прямоту, теряет уважение к лидеру, говорящему неправду.

Социолог Милтон Рокич (Milton Rokeach) предложил интересную классификацию, составив список из восемнадцати инструментальных и восемнадцати терминальных ценностей, которые можно признать универсальными для различных культур. Терминальные ценности (также называющиеся предельными) – это убеждения относительно желательных жизненных целей. Например, некоторые люди более всего ценят в своей жизни безопасность, комфорт и хорошее здоровье. Другие отдают предпочтение общественному признанию, удовольствиям и развлечениям. Инструментальные ценности – это убеждения относительно форм поведения, приемлемых для достижения целей. К ним относятся стремление приносить пользу людям, честность или желание произвести впечатление на окружающих.

Хотя у каждого из нас есть инструментальные и терминальные ценности, люди значительно отличаются между собой в том, что касается приоритета ценностей. Отчасти эти различия обусловлены культурой. Например, в США высоко ценится независимость: она поддерживается многими институтами, включая школы, религиозные организации и бизнес. В других культурах независимости придается меньшее значение, но больше ценится стремление быть частью сплоченного общества. Существенное влияние на ценности человека оказывает и его семейное окружение. В этой связи необходимо понимать, что, хотя ценности и не наследуются, а усваиваются, некоторые убеждения формируются в достаточно раннем возрасте.

Многие лидеры говорят, что своими способностями вести за собой людей они обязаны прежде всего родителям, повлиявшим на формирование их ценностей. Например, руководитель Tidal Software Томас Чарльтон (Thomas Charlton) высоко ценит высокий уровень притязаний, целеустремленность и настойчивость. Отец Чарльтона был боксером и постоянно учил сына добиваться самых высоких результатов и никогда не отступать. Томас вспоминает, что в юном возрасте он во время школьных соревнований по футболу сломал руку, но не покинул поля и довел игру до конца.

Главный исполнительный директор компании Bertolli North America Уильям Монро (William Monroe) научился смелости и умению рисковать от своей матери. Когда Уильяму было шесть лет, его отец умер, и мать одна воспитывала двоих детей. «Горе не сломило ее. Она оставила домашнее хозяйство и устроилась работать на текстильную фабрику, – рассказывает Монро. – Мама купила дом, хотя родственники утверждали, что мы не сможем погасить кредит. Она умела принимать рискованные решения, не оглядываясь назад и ни о чем не жалея».

Наши ценности в основном формируются в юности, но меняться могут в течение жизни.

Ценности могут влиять на лидера различными способами. Во-первых, они во многом определяют восприятие ситуаций и проблем. Под восприятием мы подразумеваем процесс осмысления внешней среды путем отбора, упорядочения и интерпретации информации. Например, амбициозный лидер, стремящийся сделать хорошую карьеру, может воспринимать проблему или ошибку подчиненного как препятствие, мешающее ему добиться успеха, в то время как лидер, высоко ценящий умение прийти на помощь, будет воспринимать аналогичную ситуацию как возможность поддержать сотрудника и развить его профессиональные навыки.

Во-вторых, ценности также определяют отношение лидера к окружающим. Руководителю, ценящему лояльность, конформизм и вежливость, будет трудно понять уверенного в себе, независимого, творчески одаренного сотрудника, которых неохотно подчиняется приказам. Знание о различиях в ценностях помогут лидеру наладить конструктивное взаимодействие с таким человеком.

В-третьих, ценности влияют на решения и действия людей. Лидер, ценящий смелость и верность убеждениям, склонен принимать непопулярные решения, если он уверен в их правильности. Ценности обусловливают то, как лидер использует и делегирует власть и как он разрешает конфликты. Лидер, отдающий должное конкуренции и амбициям, будет вести себя не так, как лидер, высоко ставящий сотрудничество и умение прощать. Этические ценности помогают сделать выбор между моральными и аморальными поступками. Ценности, связанные с терминальными целями, определяют действия лидера в рабочей среде.

Для многих современных организаций выяснение корпоративных ценностей становится важнейшей составляющей понимания организационной деятельности. Зачастую корпоративные ценности отражают ценности руководителя компании, как, например, в случае с Frontier Airlines.

Читайте далее: