Кризис идентичности

Молодые люди меньше страдают от собственных ошибок, чем от мудрости взрослых

Неправильная установка:

Я не знаю, кто я!

Личность человека и его самосознание развиваются во времени постепенно, шаг за шагом, согласно способностям и возможностям. В отношениях с действительностью, окружающим миром, эти способности подвергаются все большей дифференциации, а значит, человек не остается прежним. Даже когда основные черты характера как бы не меняются, сам себя человек воспринимает заново: то и дело познаешь способности и ограничения, о которых ранее не знал или знать не хотел. Способности и взгляды меняются. Ребенок учится развивать свои ощущения, хотя органы чувств уже полностью сформированы. Он изучает нормы поведения, его фантазия раскрывается, ум все более дифференцирован, изначальное отношение к матери распространяется на всю семью и на социальные группы. Каждая ступень развития имеет характерные проблемы и конфликты, которые мы называем кризисами развития. Если преодолеть эти кризисы развития и пройти ступени в оценке своих возможностей, личность сможет реализоваться в соответствии с уровнем своего развития.

На разных этапах жизни человек сталкивается сразу с большим числом проблем. В жизни это дискомфортное положение может найти свое отражение во фразе: «Я не знаю, кто я». Одним из таких этапов, наиболее заряженный конфликтами, является период полового созревания. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Он сталкивается с переживаниями, которые его глубоко волнуют. Это проблемы сексуальности, которые теперь проявляются. Приобретают значимость и Другие вопросы: кем стать, какую выбрать специальность, как относиться к окружающему миру. Перед подростком возникает, таким образом, целый ряд частично даже противоречивых ролей в жизни, из Которых он должен выбирать и интегрировать в свой личностный образ. При переходе человека во взрослое состояние с ним связывают определенные ожидания, которые он воспринимает как свои собственные.

Три критерия определяют наши требования к взрослому человеку: Равноправие, свобода, ответственность.

Равноправие

Подросток, с которым до сих пор обходились, как с ребенком, лишь отчасти рассматривается как равноправный. Он сам требует этого равноправия для себя. Это двойственное отношение к правам подростка приводит к напряженности в процессе воспитания. Ведь, в конечном счете, равноправие означает готовность отдавать и брать, говорить и слушать, подвергаться критике и критиковать, любить и быть любимым. Таким образом, под равноправием подразумевается некое состояние равновесия не раз и навсегда заданное, а достижимое лишь в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Свобода

Внешняя свобода – это личные, экономические и технические возможности, которые пока подростку были недоступны: он может ложиться спать, когда ему захочется; он может встречаться с людьми, которое ему интересны; он может делать покупки, не спрашивая родителей. Об отсутствии внешней свободы говорят следующие примеры.

Одна дама рассказывает: «Недавно, когда к нам в гости приходили родители мужа, я впервые за 5 лет семейной жизни отважилась постелить на стол для кофе вместо белой скатерти очень красивую розовую. Разразился скандал».

Девушка 17-ти лет сообщает о поведении отца: «Я никогда не смела купить даже какую-нибудь мелочь в свою комнату, если эта вещь предварительно не была одобрена отцом. А между тем, я уже несколько лет, кроме последнего семестра, с успехом беру уроки живописи. Одна из моих картин даже была уже на выставке. Этим я только хочу сказать, что не такой уж у меня плохой вкус. Однажды я над своей кроватью временно повесила картину Пикассо. Это так обидело моего отца, что через несколько дней я сняла ее».

Внутренняя свобода имеет нечто общее с планированием того, как оценивать отдельные области внешней свободы. На основе приобретенного опыта человек решает, как сопоставить одно с другим, какую поставить себе цель, на что направить силу и энергию, чем увлечься. Подросток, которому дали свободу, находится в таком же положении, как человек, неожиданно получивший много денег. Если он не знает как этими деньгами распорядиться, если он этому не обучен, они не принесут ему никакой пользы, а, возможно, создадут лишь трудности. Итак, внутренняя свобода – это способность различать, дифференцировать.

Ответственность

Ее можно противопоставить пассивной терпимости. Можно считать человека равноправным и доверить ему свободу. Терпимость, которую при этом проявляют, является очень часто признаком безразличия и равнодушия. Лишь когда появится чувство ответственности, т. е. будет понят обязывающий характер свободы и равноправия, может развиться активная терпимость. Активная терпимость предполагает способность идентифицировать себя с другим человеком и на фоне его отдельных способностей признать неповторимость его личности, то есть принять его таким, каков он есть.

Равноправие, свобода и ответственность – это задачи, которые подросток не в состоянии решить вдруг, без предварительной подготовки. «Через три месяца мне исполнится 18, тогда я смогу делать, что захочу».

Установленная законом свобода действует для каждого молодого человека хотят того родители или нет. Как, однако, используется эта свобода, зависит, начиная с самого раннего детства, от того что дали ему родители и детские воспитательные учреждения. Если до узаконенного срока совершеннолетия молодого человека отстраняли от забот взрослых, то он оказывается в ситуации того мальчика, которому вода была знакома лишь как средство для мытья рук и которого внезапно бросили в открытое море: сможет ли он поплыть – более чем сомнительно. Перед воспитателем встает задача с самого детства раскрывать возможности развития ребенка, принимая во внимание большинство ожидающих его в будущем проблем.

Три названных критерия взрослости конкретизируются по отношению к себе самому, к партнеру, к окружающим людям и социальным группам и, наконец, к неизвестному и непознаваемому. Так как человек может развиваться не только в одной из этих областей, но и во всех областях, возможные односторонности иногда выступают источником нарушения в развитии.

У меня больше нет сил

17-летний юноша страдает апатией, нежеланием работать и нарушением сна. Он жалуется на то, что ни на чем не может сконцентрироваться и что школа для него является невыносимым бременем. Он говорит, что у него просто больше нет ни сил, ни энергии выполнять требования преподавателей. Анализ его распорядка дня показал, что всю свою энергию он тратит на общение с девушкой (16 лет). Он проводит с ней 3-4 часа ежедневно, думает о ней по ночам, и даже в школе его не покидают мысли о ней. Поэтому у него не остается энергии ни на себя, ни на родителей, ни на других людей, ни на учебу. Распределение энергии на различные сферы его жизни представлено на следующей схеме.

В описанном случае юноша так распределил энергию на различные сферы: собственные интересы – 5%, школа – 5%, подруга – 85%, родители – 1%, окружающие люди – 3%, религия – 1%.

Следовательно, здесь мы имеем дело не с недостатком сил или ленью, а с неравномерным расходованием энергии на различные важные с точки зрения молодого человека сферы.

Важным является то, куда направляется энергия на различных ступенях развития и как человек ею распоряжается. В результате чрезмерного расходования энергии в одних сферах и недостаточного расходования ее в других возникает готовность к конфликтам с окружающим миром. Родители и окружающие сталкиваются с последствиями такого развития, однако, как правило, не вникают в его причины. Идентичность достигается не за счет ухода в себя, а за счет открытости для всех областей социального опыта.

Нарушения и конфликты

Кризис идентичности; неуверенность в себе; неспособность принимать решения; отсутствие собственного стержня; отсутствие внутреннего компаса; страх; “бегство” в сексуальность, «бегство» в общение с друзьями, в разные общества и партии; разочарование; апатия; вялость; упреки самому себе; депрессия; завышенные требования; заниженные требования.

Для запоминания

Перед родителями, воспитателями и другими лицами, воздействующими на воспитание, стоит важная задача – облегчить ребенку, юноше или партнеру в различные периоды жизни преодоление кризиса идентичности. Условием для выполнения этой задачи является доверие между обеими «сторонами». На этой основе можно расширить свое понимание проблемы другого человека. Лишь в этом случае у человека есть шанс способствовать процессу развития в различных сферах.

Практический совет

Учись различать между недостатком энергии и неверной ее направленностью.

Читайте далее: