Ситуационные теории

Невозможность найти универсальные характеристики и формы поведения лидеров, которые всегда гарантировали бы успех, заставила исследователей начать поиск в другом направлении. Хотя поведение лидеров по-прежнему попадало в поле зрения ученых, теперь они сосредоточили свое внимание на ситуации, в которой действует лидер. Главная посылка здесь заключалась в том, что определенная форма поведения может быть эффективной в одних обстоятельствах и неэффективной в других. Таким образом, эффективность поведения лидера зависит от организационных ситуаций. Ситуационные теории объясняют связь между стилем лидерства и эффективностью в специфических обстоятельствах.

Эффективность лидерства во многом зависит от последователей и ситуации. Считается, что ситуационные переменные (задание, структура, контекст, среда) и характеристики последователей оказывают значительное влияние на стиль лидера.

К настоящему времени разработано несколько ситуационных моделей лидерства. Ситуационные теории описывают характеристики групп и ситуаций, а также соответствующие им эффективные стили лидерства. В основе здесь лежит предположение, согласно которому лидер адекватно оценивает ситуацию и гибко адаптирует к ней свое поведение, вырабатывая наиболее успешный стиль.

В рамках ситуационных теорий рассматриваются две основные формы поведения лидера: ориентация на задания и ориентация на взаимоотношения. Как свидетельствуют исследования, эти две метакатегории применимы к самым разнообразным ситуациям и в различные временные периоды. Лидер адаптирует свое поведение, проявляя различную степень ориентации на задания и взаимоотношения.

Формы поведения, ориентированные на задания, характеризуются краткосрочным планированием деятельности, разъяснением заданий, целей и ролей, мониторингом деятельности и эффективности. Формы поведения, ориентированные на взаимоотношения, характеризуются поддержкой и обучением персонала, консультированием, передачей властных полномочий сотрудникам, вовлечением их в процесс принятия решений.

Читайте далее: