Создай себя сам, а потом оказывай влияние на других тем, что ты есть. (Вильгельм фон Гумбольдт) Примером, образцом для подражания может быть человек, или могут быть его действия,…
Первичные способности
Многие родители считают, что они перестают понимать современную жизнь, окружающий мир, когда их дети начинают утверждать свою волю всеми доступными им средствами агрессии. Проявления агрессии родителями воспринимаются как нечто угрожающее, как опасный признак, чуждый характеру ребенка, даже как болезненное явление, не желая понимать того, что агрессивность, точно так же, как страх и подражание, являются главными компонентами развития ребенка.
Развитие первичных способностей в аспекте Страх-Агрессия-Подражание
Причина любой грубости – слабохарактерность (Сенека)
Способности ребенка проявляются уже в раннем возрасте, когда он, например, учится ходить. Тогда же возникает и первый страх. Ребенок идет, делая первый шаг, стремится вперед и боится упасть, опасаясь боли от падения. Это состояние повторяется в дальнейшем развитии: чередуются страх и агрессия, так называемое движение вперед. Опыт в учении непременно опирается на определенную модель, то есть приобретается через подражание. В раннем возрасте все зависит от того, как мать относится к развивающимся способностям ребенка.
Так, Анна Фрейд наблюдала в Англии во время войны, что дети боялись во время бомбежки только тогда, когда боялись их матери. Если же матери вели себя спокойно, то и дети оставались спокойными.
Страхи и агрессии занимают свое особое место в воспитании. Число детей, которых ежегодно убивают родители в ФРГ, примерно в 10 раз превышает число детей, которые стали жертвой сексуальных убийц, не принимая в расчет тех детей, с которыми ежедневно плохо обращаются родители. И причина здесь не в агрессии как какой-то роковой побудительной силы человека. Агрессия обычно сочетается со страхом и подражанием. Это явление достаточно изучено. Суть же этих уже известных явлений коренится в актуальных способностях.
Моделью, образцом для подражания является близкий человек, отношение которого к ребенку характеризуется вполне определенными установками.
Веруй в Бога, однако прочно привязывай своего верблюда (Мухаммед) Способности ребенка проявляются в процессе воспитания. Они еще не развиты, но мать, даже не видя пока проявления этих способностей,…
Люди, у которых никогда нет времени, делают меньше всего (Лихтенберг) Человека нельзя лепить как фигуру из пластилина. Во взаимоотношениях с близким человеком ребенок не только приспосабливается к его…
Кто хочет вступить на правильный путь познания, тот должен вначале в полной мере испытать, что такое сомнение (Аристотель) Неуверенность, колебания, недостаточная вера в способности ребенка или партнера мы…
Какой бы темной ни была ночь, вслед за ней всегда наступит утро. (Низами) Мы видим не только поведение своего партнера в настоящем, но и возможности его развития в…
Доверие – это нежное растение. Если оно увяло, то нескоро расцветет. (Бисмарк) Надежда обращена к будущему человека, она определяет это будущее. Она приводит к вере в особые способности,…
Терпение – это дерево, корни которого горьки, а плоды – очень сладки (Персидская пословица) Чтобы принимать человека таким, каков он есть со всеми своими способностями, требуется немалое терпение….
Уверенность – это чаще всего результат размышлений и наблюдений (Шоги Эффенди) У человека тогда возникает уверенность, когда терпения его хватило для того, чтобы перешагнуть через все сомнения и…
Любовь, как крылья, несет душу, подобно тому, как ноги несут тело (К. фон Сиена) Чувство уверенности – это стабильная основа того феномена, который определяют как любовь. Любовь –…
Единство в многообразии (Восточная мудрость) Так же, как нельзя утверждать, что тело, душа и разум просто сосуществуют рядом, точно так же поведение – это не просто совокупность проявлений…